В рамках ПМЭФ-2023 состоялся диалог «Восточная коллегия». Заседание, которое планируется сделать постоянным форматом, было посвящено перспективам развития отечественной школы востоковедения. Участие в дискуссии приняли представители СПбГУ, МГУ имени М. В. Ломоносова, Академии русского балета имени А. Я. Вагановой и МИД России. 

Модератором встречи выступил заведующий кафедрой китайской филологии СПбГУ профессор Александр Сторожук. Запись трансляции доступна на сайте форума.

Первым выступил декан Восточного факультета СПбГУ, генеральный директор Государственного Эрмитажа академик РАН Михаил Пиотровский. Он подчеркнул, что наша страна является неотъемлемой частью Востока. Кроме того, Михаил Борисович отметил, что современные технологии (в частности, перевода) создают иллюзию того, что культура и язык других стран могут быть понятны любому обывателю: глубинное понимание стран Востока на самом деле зиждется только на многолетней подготовке.

Наука, рожденная как энциклопедическая в XVIII веке, в XXI оказалась чрезвычайно востребованной. Это синтетическая наука, находящаяся на стыке всех гуманитарных дисциплин. Она позволяет нам через призму «двойной оптики» рассуждать серьезно и тонко о другом мире.
Декан Восточного факультета СПбГУ, генеральный директор Государственного Эрмитажа академик РАН Михаил Пиотровский

Директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова профессор Алексей Маслов обратил внимание на проблему того, что нынешнее востоковедение не всегда способно оперативно и полно реагировать на запросы рынка. В этих условиях знания только языка без полноценной востоковедной подготовки недостаточно. «Первая ловушка, в которую мы попадаем, состоит в том, что разворот произошел значительно раньше, чем были подготовлены профессиональные кадры, — поделился Алексей Александрович. — Вторая ловушка заключается в том, что в силу определенных причин востоковедение долгое время было развернуто внутрь себя и концентрировалось на многих проблемах прошлых десятилетий. Оказалось, что Азия меняется быстрее, чем наши знания о ней». Таким образом, способность прогнозировать то, как будут развиваться другие регионы в перспективе нескольких лет и даже десятилетий, а значит — чему и как обучать студентов, предопределит будущее востоковедения, уверен профессор Маслов. По его словам, до конца текущего года ожидается принятие Минобрнауки национальной программы поддержки востоковедения и африканистики, которая подразумевает создание во всех регионах сети экспертно-аналитических центров по работе со странами Азии и Африки и подготовке квалифицированных кадров.

Накануне диалога «Восточная коллегия» состоялся круглый стол, посвященный традициям и перспективам развития отечественного востоковедения, участие в котором приняли председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, декан восточного факультета СПбГУ академик Михаил Пиотровский, директор Института истории СПбГУ Абдулла Даудов, директор ИСАА МГУ Алексей Маслов, директор ИВР РАН Ирина Попова и другие.

Взглядом на тему со стороны сферы культуры и искусства поделился ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой народный артист России Николай Цискаридзе. Он рассказал, что в течение последних 30 лет, представляя Россию на всех континентах, а также выступая в качестве руководителя вуза на протяжении последнего десятилетия, видел, как менялся мир. По его словам, в других странах существует огромная потребность во взаимодействии с Россией — родиной классического балета, а сфера искусства и творческого образования является мощнейшим ресурсом народной дипломатии для нашей страны. Николай Максимович также поделился историями из своей жизни о том, как знание культурных, религиозных и исторических нюансов пригодилось на мировых гастролях — в частности, в Тунисе и Индии.

Я очень рад, что разворот на Восток произошел. Этот рынок гораздо обширнее, гораздо богаче и гораздо интереснее. Со своей стороны я открыт к любому сотрудничеству. И что касается моей профессии — могу сказать, что всегда испытываешь гордость, когда, где бы ты ни выступал — в Буэнос-Айресе, Бразилиа или Токио, ты везде находишь подтверждение тому, что если в этом месте есть школа балета, то она была основана русскими.
Народный артист России ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе

Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Королевстве Таиланд, постоянный представитель Российской Федерации при Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) в Бангкоке, выпускник ЛГУ Евгений Томихин поддержал идею о необходимости создания федеральных востоковедческих центров и экспертных сетей, которые бы объединили представителей научного сообщества, образования, дипломатии и бизнеса. «Исторически наша страна обладает собственной полноценной востоковедческой школой со своими традициями, академическим капиталом, практиками и преемственностью. Безусловно, это тот фундамент, на который стоит опираться в развитии и совершенствовании образовательных процессов», — подчеркнул Евгений Томихин, добавив, что вызов для российского востоковедения состоит в необходимости масштабирования этой модели при неизменности качества образования.

Резолюция по итогам заседания круглого стола «Восточная коллегия»

Об актуальной внешнеполитической ситуации напомнил директор департамента экономического сотрудничества МИД РФ, выпускник Университета Дмитрий Биричевский. Он предложил посмотреть на географию дружественных России стран, через которые сегодня проходят экономические потоки: все они расположены на Востоке. «Вклад и роль востоковедов в продвижении российских интересов, в частности интересов наших экономических операторов, наших профильных ведомств, трудно переоценить», — сказал Дмитрий Биричевский. Такие инструментальные навыки, как, например, дипломатия или перевод, без знания и понимания культурных аспектов, традиций и нравов могут не просто быть неэффективными, но и работать во вред, подчеркнул эксперт.

Заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ профессор Владимир Колотов рассказал, что сегодня вопросы развития востоковедения сводятся к проблеме осознания собственной идентичности. «О необходимости поворота на Восток говорилось много, в том числе и с высоких трибун. Сейчас жизнь заставляет нас осуществить этот поворот. Но для того, чтобы наполнить его конкретным содержанием, нужны специалисты», — согласился с предыдущими спикерами профессор Владимир Колотов, обратив внимание, что именно востоковеды должны работать на ключевых постах и играть ключевую роль в налаживании сотрудничества со странами Востока.

Владимир Николаевич отметил, что проекты, реализуемые с восточными странами без востоковедной экспертизы, зачастую терпят неудачу. В локомотиве отечественного востоковедения, по его мнению, должны стоять исторически сложившиеся традиционные центры. Качество подготовки же востоковедов спикер предложил проверять «стресс-тестом» — путем синхронного перевода в рамках таких крупных форумов, как ПМЭФ. Переучить специалистов, как показывает практика, гораздо сложнее, чем подготовить нового. «Если жизнь вынуждать нас поворачиваться на Восток, то делать это нужно правильно — с опорой на традиционные центры востоковедения и с организацией отдельной группы научных специальностей "Востоковедение и африканистика". Только в этом случае можно получить надежный релевантный результат», — заключил Владимир Колотов.

В завершение мероприятия состоялась открытая дискуссия. Так, директор Института восточных рукописей РАН профессор Ирина Попова обратила внимание на важность сохранения и поддержки редких специализаций, в том числе в области изучения древних языков. Ирина Федоровна сделала акцент на том, что преподавание, например, древнекитайского языка в СПбГУ ценно для петербургской и российской синологии. Она отметила, что Восток в целом очень традиционен, поэтому без знания древности понять современные восточные страны крайне сложно.

О необходимости уделить особое внимание не только высшему, но и школьному образованию в вопросах преподавания востоковедения напомнил профессор Алексей Маслов. «Начиная со школы мы психологически готовились к взаимодействию с Западом, — подчеркнул он. — С Востоком это не пройдет, ему надо учиться отдельно. Но ни четырех, ни шести лет для этого недостаточно, потому что мы уже со школы заточены под другую, западную, "матрицу"». Решением этой проблемы, по мнению Алексея Александровича, является внедрение востоковедческих курсов в школьные программы. Также он поделился опытом введения некогда непопулярных африканских языков в четырех школах Москвы, что помогло повысить интерес к африканистике как направлению вузовской подготовки.

Подводя итоги заседания, профессор Александр Сторожук подчеркнул необходимость выделения востоковедения в отдельную научную специальность и ее включения в национальные приоритеты развития науки.

Материал также опубликован на сайте СПбГУ.