С 22 по 27 мая в Санкт-Петербурге прошли мастер классы по монгольской каллиграфии. Занятия этим видом искусства способствуют освоению старого монгольского вертикального письма: в соответствии с постановлением Правительства Монголии к 2025 году весь официальный документооборот переходит на монгольское традиционное письмо.

Посольство Монголии в Российской Федерации и СПбГУ провели ряд благотворительных мероприятий под общим названием «Искусство монгольской каллиграфии». Лекции о Монголии, современном монгольском искусстве и поэзии прочитала доцент СПбГУ Мария Петрова (кафедра монголоведения и тибетологии). Мастер-классы по монгольской каллиграфии проводила известный мастер-каллиграф, преподаватель монгольского языка как иностранного, сотрудник Посольства Монголии в Российской Федерации, глава благотворительного фонда «Мать-кормилица» (Улан-Батор) Цэрэн-Очир Дорждэрэм.

В рамках мероприятий в Институте Восточных рукописей РАН прошло юбилейное, шестидесятое, заседание Дальневосточного семинара отдела Дальнего Востока ИВР РАН. Мария Петрова начала заседание с видео-презентации «Каллиграфия и поэзия», где представила собственные художественные переводы стихов известного современного монгольского поэта Гомбожавына Мэнд-Ооёо.  Цэрэн-Очир Дорждэрэм, в свою очередь, прочитала доклад и провела мастер-класс на тему «Искусство монгольской каллиграфии».

Продемонстрировав образцы каллиграфических надписей, выполненных в прошлом году во время мастер-класса на кафедре монголоведения и тибетологии СПбГУ, Цэрэн-Очир Дорждэрэм на их примере объяснила основные принципы создания каллиграфических надписей. Прежде чем приступать к написанию слова, нужно мысленно определить общую композицию надписи и модифицировать начертание букв в зависимости от общей формы изображения — например, чтобы вписать слово «красота» в круг, нужно изогнуть заключительную горизонталь и соединить ее с начальной буквой. Докладчик также отметила тесную связь искусства каллиграфии и внутреннего состояния человека. Каллиграфические надписи эмоционально влияют на их автора и зрителей, поэтому для каллиграфии обычно выбираются слова с благоприятным смыслом (например, слово «удача»), буддийские благопожелания (например, благопожелание Чже Цонкапы) или стихотворения (например, стихи поэта Нацагдоржа о четырех временах года). Вместе с тем, каллиграфическое произведение позволяет раскрыть внутренний мир его создателя и проявить его талант.

После этого Цэрэн-Очир Дорждэрэм дала необходимые пояснения относительно материалов и инструментов, используемых каллиграфами. Каллиграфические надписи могут выполняться не только на бумаге, но и на фарфоре, стекле и ткани. Для письма на бумаге используется тушь, а на остальных поверхностях — акриловые краски. Орудием письма служит кисть. Участники мастер-класса, предварительно поупражнявшись в написании букв кистью на бумаге, создали каллиграфические надписи с монгольским словом «удача». В заключение мастер-класса Цэрэн-Очир Дорждэрэм продемонстрировала приемы письма на ткани и стекле.

Другим мероприятием из цикла стал вечер поэзии в СПбГУ, посвященный 220-летию выдающегося монгольского религиозного деятеля, просветителя и поэта XIX  века Данзанравжи (1803-1856). Цэрэн-Очир Дорждэрэм представила выставку собственноручно расписанных к этой памятной дате фарфоровых предметов и изделий из ткани. Затем она прочитала доклад «Образная система стихотворения Данзанравжи «Превосходные свойства».

В исполнении монгольских курсантов ВКА им. А. Ф. Можайского прозвучали стихи знаменитого поэта. Студенты и преподаватели кафедры монголоведения и тибетологии представили свои художественные переводы этих стихов. Выступления сопровождались мелодиями, которые исполнял на национальном монгольском инструменте хучире студент второго курса СПбГУ Ананда Цыденжапов (программа «История Тибета (Китай)»). Затем мастер-каллиграф Цэрэн-Очир Дорждэрэм провела мастер-класс по искусному письму для всех присутствующих.

Благотворительное мероприятие по монгольской каллиграфии состоялось и в подростково-молодежном клубе «Патриот» Невского района Санкт-Петербурга. Оно проводилось при содействии комитета по молодежной политике Администрации Невского района. В клубе собрались дети с родителями, а также дети и подростки из неблагополучных семей. Доцент Мария Петрова прочитала ознакомительную лекцию о Монголии и ее культуре, а Цэрэн-Очир Дорждэрэм обучила всех основам каллиграфического письма. По окончании мероприятия она преподнесла в дар детям собственноручно расписанные футболки и бейсболки.

Также Цэрэн-Очир Дорждэрэм приняла активное участие в праздновании Дня филолога и восточника в СПбГУ. Студенты Филологического и Восточного факультетов смогли продемонстрировать свои таланты в искусном письме.

В День города мастер-класс по монгольской каллиграфии был проведен в Обществе бурятской культуры «Ая-Ганга». Ко Дню рождения Санкт-Петербурга была развернута выставка образцов каллиграфического искусства. На мастер-классе постетители узнали, как наносить красивые надписи на посуду, одежду, ткани акриловыми красками, как изготавливать оригинальные сувениры своими руками.

Материал подготовила: доцент СПбГУ Мария Петрова (кафедра монголоведения и тибетологии).