В Университете прошел круглый стол «Выборы в Турции и региональная безопасность», организованный Центром исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ совместно с ИНИОН РАН. На нем эксперты обсудили текущую политическую ситуацию в Турции и во всем ближневосточном регионе, а также перспективы ее развития с учетом меняющейся обстановки. Выборы президента Республики пройдут уже 14 мая.

В последние десятилетия Турция стремительно развивалась, и сегодня она провозглашает себя одним из центров мировой политической системы. Заведующий отделом Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН Владимир Аватков рассказал о формуле «мир больше пяти», предложенной страной. «По сути Турция предлагает пересмотреть всю систему международных отношений, изменить Совет безопасности ООН, добавить туда новых членов. Это – вызов всей системе», – считает эксперт.

Турция стремится стать своеобразным хабом, через которые будут проходить экономические, торговые, образовательные и другие пути. В том числе поэтому страна и старается использовать преимущества от взаимодействия с Западом, и выступает за расширение взаимодействия с Востоком, и развивает отношения с Россией. При этом турецкое общество, объяснил Владимир Аватков, является глубоко расколотым по вопросу развития страны: правящая элита предлагает национально ориентированный туркоцентричный путь развития Турецкой Республики, а оппозиция призывает к возвращению к прозападному вектору.

На круглом столе была затронута тема внутренней политики Турции. В частности, научный сотрудник Отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Алина Сбитнева рассказала о партийной системе в Турецкой Республике. Прежде всего, важно понимать, что страна во многом была и остается «лидероцентричной». «Это значит, что несмотря на важную роль политических партий, объединений и других общественных движений, особое значение в турецкой партийной системе имеет именно лидер, стоящий во главе той или иной организации», – объяснила Алина Сбитнева.

К настоящему времени в стране зарегистрировано 116 действующих партий, среди которых есть весьма «экзотические»: например, коммунистические, «зеленые» и даже феминистские. На 14 мая в Турции запланированы не только президентские, но и парламентские выборы, основными соперниками на которых считаются два альянса: Народный альянс, в который входит правящая Партия справедливости и развития и Партия националистического движения, и «Стол шестерых», представляющий объединение оппозиции. Главной оппозиционной партией к настоящему моменту является Народная республиканская партия – старейшая в Турции и занимающая преимущественно прозападную позицию.

Партия справедливости и развития сейчас во многом переживает кризис, считает Алина Сбитнева. За последнее время страна пережила сильнейшие землетрясения, рекордный обвал национальной валюты (летом инфляция превышала 80%) и другие политические неудачи. «Однако по-настоящему достойной альтернативы на внутриполитической арене Турции еще не появилось. Оппозиция тоже не лишена проблем, поэтому прогнозы на грядущие выборы достаточно неоднозначные», – подытожила эксперт.

Экономический фактор действительно может сыграть значимую роль в результатах грядущих выборов. Теме экономики современной Турции был посвящен доклад заведующего кафедрой управления рисками и страхования СПбГУ профессора Сергея Белозерова и ведущего научного сотрудника Лаборатории азиатских экономических исследований СПбГУ, доцента Елены Соколовской (кафедра управления рисками и страхования). Исследователи рассмотрели несколько секторов, которые влияют на экономическую безопасность Турции. Так, например, из-за экономических проблем политическое руководство страны в последние годы вынуждено не только проводить различные реформы, но идти на другие шаги, в том числе кадровые. «Президент республики имеет широкие полномочия в процедурах назначения и увольнения высшего руководства Центрального банка. Три последовательные отставки управляющих Центральным банком менее чем за два года и частые смены заместителей управляющего и членов комитета по денежно-кредитной политике отражают растущее политическое вмешательство в денежно-кредитную политику», – объяснил Сергей Белозеров.

С 2018 года расходы государственного бюджета Турции превышают доходы (хотя разница между этими показателями и не велика). Пик этого «разрыва» пришелся на пандемию COVID-19. «Основной проблемой бюджетного процесса в Турции является недостоверность макроэкономических прогнозов и отсутствие альтернативных сценариев развития, что приводит на практике к чересчур оптимистичному бюджету на стадии его принятия и весьма неутешительным результатам по факту», – рассказала Елена Соколовская.

Уже сейчас Турция играет уникальную роль в системе евразийской безопасности и имеет возможность активно воздействовать на ситуацию в таких регионах, как Северная Африка, Восточная Европа, Кавказ, Центральная Азия, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия. Заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ, Директор Института Хо Ши Мина СПбГУ профессор Владимир Колотов считает, что Турция успешно проецирует свое влияние на соседей, зачастую дестабилизируя ситуацию, избегая, однако, «возвращения» нестабильности на свою территорию. «С точки зрения управления рисками, стратегии, турки показывают, с моей точки зрения, высочайший класс игры на шести региональных досках, причем в области безопасности», – сказал профессор Колотов.

Туркоцентричная картина мира продемонстрирована в книгах нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана «Более справедливый мир возможен» и его пресс-секретаря Фахреттина Алтуна «Турция как стабилизирующая сила в эпоху потрясений». По мнению политиков, например, Совет безопасности ООН защищает интересы не всего мира, а только пяти его постоянных членов. Однако не все так однозначно, считает младший научный сотрудник Отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Разиль Гузаеров. «Турецкие политики устанавливают дискурс о Турции как о стабилизирующей державе, действия которой направлены исключительно на общечеловеческое благо. Но не стоит забывать о том, что Турция сама является неотъемлемой частью региональной нестабильности: именно ее действия в Сирии, Ливии, Нагорном Карабахе, в Восточном Средиземноморье не позволяют стабилизировать конфликт в этих регионах. И Анкара, поддерживая свою наступательную политику по этим направлениям, вносит огромный вклад в поддержание уровня нестабильности всей системы», – объяснил эксперт.

О Турции в системе безопасности Восточного Средиземноморья рассказала доцент СПбГУ Наталия Михеева (кафедра региональной политики и политической географии). Этот регион – исторически сложившееся весомое место в рамках системы международных отношений. Выявление в Восточном Средиземноморье значительных запасов ископаемых источников энергии стало возможностью для прибрежных стран разрабатывать новые месторождения или же быть частью транзитного маршрута. Вместе с тем в регионе насчитывается множество открытых вопросов и неразрешенных конфликтов в области безопасности. «В довольно сложных, критических ситуациях Турция умеет использовать SMART-силу, силу переговоров, интерес предложения разных экономических вариантов сотрудничества, которое значительно ослабляет ситуацию. На данный момент формируется новая выгодная Турции система», – обобщила исследователь.

Немаловажным фактором во внешней политике Турции является и Россия. Доклад об этом представил заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока, почетный профессор СПбГУ Николай Дьяков. «Взаимодействие двух наших держав является во многом определяющим фактором для будущего международной политики и международных отношений», – уверен Николай Николаевич. «Для обеспечения стабильности на этом гигантском трансконтинентальном пространстве итоги и перспективы предстоящих выборов имеют колоссальное значение», – сказал профессор, объяснив, что в случае сохранения нынешнего расклада сил после выборов в евразийском регионе сохранится позитивная тенденция развития.

Итоги круглого стола подвела директор Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ профессор Аполлинария Аврутина. Она рассказала о тюркском факторе в свете внешнеполитической ситуации Российской Федерации и, в частности, работе неопантюркистских культурных сообществ. «Мы, как страна с самым крупным в мире тюркским населением по числу народов, проживающих на нашей территории, в этом вопросе довольно справедливо и равноправно можем соперничать с Турцией, которая является самым крупным тюркским государством по количеству проживающего тюркоязычного населения. Обидно наблюдать, что мы в определенном смысле упустили возможность: мы вполне могли и должны развивать тюркские проекты, построенные на алтайском родстве», – сказала Аполлинария Сергеевна. «Я убеждена, что мы должны активизироваться в этом направлении и развивать добрососедские партнерские отношения и с Турецкой Республикой, и, конечно, с нашими ближайшими соседями и давними друзьями – со странами Средней Азии. На базе того, что все-таки наш Алтай – родина тюркского мира, и об этом нужно помнить», – подытожила она.

Добавим, в дискуссии также приняли участие научные сотрудники Отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Данила Крылов (доклад «Турецкое влияние на баланс сил на Ближнем Востоке») и Василий Останин-Головня (доклад «Политика региональной безопасности Турции и Саудовской Аравии»).