На экспозиции представлены гравюры французско-немецкого художника Антуана Игнаса Меллинга (1763–1831), которого по праву называли «непревзойденным живописцем Босфора».

Привезенная коллекция — одна из крупных в мире и до сих пор не выставлялась в России. Увидеть ее петербуржцам удалось благодаря поддержке Генерального консульства Турецкой Республики в Санкт-Петербурге и турецкого строительного холдинга АО «Ренейссанс Констракшн».

«Связи между Университетом и Турцией укрепляются на протяжении многих лет и веков, — убежден проректор по международной деятельности СПбГУ Сергей Андрюшин. — Турецкий язык много десятилетий изучается в Университете не только востоковедами, но и специалистами других факультетов. СПбГУ является центром притяжения для турецкого языка и культуры. Я уверен, что наша дружба с Турцией будет только крепнуть, и мы будем поддерживать инициативы, связанные с изучением этой страны и ее языка».

На выставке представлены 14 гравюр художника с видами Стамбула XVIII века из частной коллекции. Став султанским архитектором, Антуан Игнас Меллинг изучил дворец — резиденцию османских султанов лучше, чем любой западный художник со времен Джентиле Беллини, а также создал множество зарисовок Стамбула и его окрестностей.

Генеральный консул Турции в Санкт-Петербурге господин Талу Озгюн отметил, что работы Антуана Игнаса Меллинга знают во всем мире. «На его гравюрах Стамбул изображен таким, каким он был раньше, — объяснил Талу Озгюн. — Этот город, как и Петербург, стоит на воде, что добавляет работам особую красоту. В наши дни между Петербургом и Турцией продолжают развиваться тесные отношения. Мы принимаем все меры, чтобы поддержать интерес петербуржцев к Турции, и Санкт-Петербургский университет является нашим главным партнером на этом пути».

По словам директора Центра исследований современной Турции СПбГУ, организатора выставки профессора Аполлинарии Аврутиной, данная коллекция до сих пор не выставлялась в подобном формате. «Когда наш центр был создан, я как директор поставила перед собой очень сложную задачу — не сводить изучение Турции к языку и литературе, выводить его за рамки филологии, за рамки гуманитарных наук. Наши проекты посвящены и биологии, и юриспруденции, и дизайну, и, конечно же, искусству».

Тесным связям Петербурга и Стамбула способствовали не только и не столько геополитические интересы, сколько склонность людей любоваться и восхищаться пейзажами и историей, которыми так насыщен этот край, считает генеральный директор АО «Ренейссанс Констракшн» Андрей Власенко. «Искусство художника, подарившего нам великолепные гравюры этих мест, показалось нам достойным выставки в Петербурге», — поделился Андрей Власенко.

В музее Набокова, ставшем площадкой для экспозиции, отметили, что данная выставка не имеет прецедента. «Подобные работы у нас никогда не выставлялись, — рассказал директор музея, профессор СПбГУ Андрей Аствацатуров. — Антуан Меллинг обладал талантом передать величие империи через архитектуру и ландшафт. Для нас, петербуржцев, очень важен этот вектор, потому что наш город очень долго был центром империи. Фигура Антуана Меллинга достаточно значимая и для Турции, и для Европы, и выставка дает возможность полноценно почувствовать этого художника».

Андрей Аствацатуров напомнил, что если говорить о значимости работ Меллинга, то писатель, нобелевский лауреат Орхан Памук посвятил в своих мемуарах целую главу этому художнику.

Эти рисунки я могу рассматривать часами. Глядя на них, я верю, что именно так безупречно и выглядел Стамбул османских времен.
Орхан Памук, «Стамбул: воспоминания и город»

Художник, заведующий Музеем современных искусств имени С. П. Дягилева Андрей Хлобыстин отметил, что гравюры отличает очень тонкое и сухое рисование, свойственное, как правило, архитекторам. «Открытые пространства Босфора очень близки сердцу каждого петербуржца, — прокомментировал эксперт. — Именно подобной открытости, умению выстраивать беседы мы должны учить каждого нашего студента и должны учиться сами».

Экспозиция будет открыта до 26 ноября 2022 года.

Место проведения: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 47, Музей Набокова СПбГУ.

Материал также опубликован на главном сайте СПбГУ