Доцент СПбГУ Борис Михайлович Новиков (кафедра истории стран Дальнего Востока) в свои 90 лет адаптировался к дистанционному обучению, освоив сразу несколько платформ для ведения занятий онлайн.

Борис Михайлович рассказал о дистанционном преподавании, самоизоляции и необходимости в любой ситуации сохранять позитивный настрой. А также о том, почему пандемия коронавируса войдет не только в историю Китая, но и всего мира.

Расскажите, легко ли Вам удалось адаптироваться к дистанционному обучению?

Это не первый мой опыт работы в таком формате: раньше я уже принимал экзамены у человека, который находился в Ташкенте.

Конечно, адаптация далась мне не очень легко. Я все-таки не специалист и не «продвинутый юзер», но пользуюсь элементарными программами. С помощью моих юных коллег я осваиваю новые возможности IT.

Какие для себя можете отметить достоинства и недостатки такой формы?

Для себя выделил достоинство, заключающееся в том, что дистанционная форма позволяет не только вести занятия в прямом эфире, но и, например, записывать и сохранять видео лекций.

Я считаю, что если эта система будет работать без перебоев, то нам всем нужно будет к ней привыкнуть, потому что такие технологии будут применяться все чаще. Конечно, необходимо изучать тонкости установки и использования таких программ, чтобы овладеть ими на высоком уровне.

Как студенты реагируют на Ваши онлайн-занятия?

Студенты отреагировали абсолютно нормально. Несмотря на мой возраст, они привыкли, что я активно пользуюсь электронной почтой, мы часто так общаемся. Так что они восприняли это, с одной стороны, без удивления, а с другой — без фанатизма.

Как удаленная форма работы повлияла на атмосферу на занятиях? Сложнее ли читать лекции, когда не видно слушателей?

Разумеется. Читать лекции перед экраном в своей комнате — это нечто совершенно иное, чем вести занятия в аудитории, когда передо мной люди, я вижу их лица и реакцию на свой материал. В этом смысле к работе в аудитории легче приспособиться.

Кроме того, почему-то перед экраном речь получается более напряженной. Возможно, это связано как раз с тем, что не видно глаз студентов. Это очень важно в работе преподавателя.

В сфере ваших научных интересов — новая и новейшая история Китая. Как считаете, войдет ли коронавирусная пандемия в историю КНР и мировую летопись?

Я думаю, да. Это первая серьезная пандемия со времен испанки. С тех пор прошло ровно сто лет. Безусловно, это войдет в историю не просто как вспышка болезни, а всем комплексом мер, которые применяются во всем мире: самоизоляцией, карантином, закрытием границ, разработкой методов лечения и особенно — последствиями. Последствиями экономическими, социальными, политическими, международными. Без этого, к сожалению, не обойдется.

Образование, конечно, тоже ждут изменения. В том числе связанные с развитием технологий удаленного обучения, которые будут все больше применяться и сопровождать — не заменять — обучение в традиционных форматах.

Соблюдаете ли Вы сами самоизоляцию? Как оцениваете такую меру в борьбе с эпидемией?

Конечно, соблюдаю. Тем более что я сам недавно болел и мне достаточно опасно нарушать эти правила. Но, с другой стороны, я отношусь к ситуации достаточно спокойно и не собираюсь сеять панику. Надо относиться к этому конструктивно, без криков и истерик.

Меры по самоизоляции и карантину, безусловно, помогают сдерживать вирус, потому что он распространяется воздушно-капельным путем — через непосредственное общение и прикосновения. Это известно всем — и взрослым, и детям. Карантин нужно строго соблюдать, и нельзя проявлять какой-то легкомысленности, мы все должны проявить сознательность.

Как Вам удается всегда сохранять позитивный настрой? Раскройте свой секрет хорошего настроения.

Мы, военное поколение, знаем — без юмора и улыбки жить невозможно. Нас к этому приучила сама жизнь: тяжелые события накладывают отпечаток на каждую личность. Я думаю, что в большинстве своем представители моего поколения стараются смотреть на все события с улыбкой.

Выражаем благодарность за помощь в проведении интервью студенту второго курса направления «Востоковедение и африканистика» СПбГУ Даниилу Гладкому.