Во Вьетнаме на 62-м году жизни от редкого вирусного заболевания скончался президент страны Чан Дай Куанг. Он всю жизнь проработал «чекистом», пост главы государства занимал лишь два года, однако внес большой вклад в укрепление вьетнамско-российских отношений. Могут ли смертью Куанга воспользоваться те, кто хотел бы раскола между Ханоем и Москвой?

Профессор восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директор Института Хо Ши Мина СПбГУ Владимир Колотов считает, что Чан Дай Куанг занимал достойное место среди президентов Вьетнама. Отличительной особенностью его недолгого правления (с 2016 года) стала антикоррупционная борьба. Также он объявил войну преступности. Эксперт назвал его человеком «кристальной честности и порядочности». Курс президента был широко поддержан по всей стране.

«Высокие посты и генеральские погоны не давали гарантии того, что человек, совершив преступление, уйдет от ответственности. И это наследие останется», – сказал Колотов газете ВЗГЛЯД.

Чан Дай Куанг уделял огромное внимание развитию отношений с Россией, в которой успел побывать с официальным визитом. Он поддерживал интеграцию России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Летом во Вьетнаме прошел саммит АТЭС, куда приезжал российский лидер Владимир Путин. В связи с этим в украинских СМИ вьетнамского лидера даже окрестили «другом Путина», особо отмечая, что президент РФ всегда «одаривал» его тройными объятиями.

Хотя доля Вьетнама в общем объеме российской торговли не слишком велика – всего 0,8% от общего оборота по итогам 2017 года, для России он интересен прежде всего как активно развивающийся рынок. Тем более что доступ к нему упрощают исторически сложившиеся дружественные отношения, так как вьетнамцы прекрасно помнят о той поддержке, которую СССР оказал им во время войны с американцами.

Кроме того, только за последний год товарооборот между Россией и Вьетнамом увеличился на 38%. Заметно возрос пассажиропоток в обоих направлениях. «Вьетнам стал первым иностранным государством, которое подписало соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС, что и дало толчок развитию товарооборота», – отметил Владимир Колотов.

В свою очередь эксперт призвал учитывать тот факт, что за рубежом есть силы, которые пытаются вбить клин в отношения между Россией и Вьетнамом. «Эти силы действуют очень быстро, коварно. Подбрасывают через желтую прессу «жареные» новости, с тем чтобы оклеветать политику России в Азии и бросить тень на Вьетнам. В частности, была информационная кампания, посвященная российско-китайским военным учениям в Южно-Китайском море. Якобы там отрабатывают планы захвата вьетнамских островов в Южно-Китайском море. Понятно, что это ложь, но она была вброшена», – отметил Владимир Колотов, добавив, что и в российской прессе была серия клеветнических статей про Хо Ши Мина накануне сентябрьского визита Нгуен Фу Чонга.

Однако Владимир Колотов уверен, что в России и во Вьетнаме понимают, что высокий уровень доверия – большой капитал, который многого стоит. «Вьетнам – самая дружественная нам страна в Юго-Восточной Азии», – заключил он.