Источник: научно-популярный мультимедийный портал «Чердак»

Профессор СПБГУ, востоковед Владимир Емельянов реконструировал систему ценностей и представлений о жизни обитателей южной Месопотамии конца III — начала II тыс. до н.э. на основе их пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки — существенная часть корпуса дошедших до нас шумерских текстов. Известно более 2000 пословиц в составе 26 сборников и несколько десятков пословиц из литературных текстов разных жанров. Пословицы записывались главным образом учителями писцовых школ с самого раннего времени (XXVII в. до н.э.) и дошли от всех эпох шумерской истории на школьных табличках.

Так как пословицы изучались в шумерских школах, можно сделать вывод, что этот жанр выражал ценности, разделяемые всеми слоями населения, хотя сочиняли их представители разных сословий. Пословицы также применялись как аргумент в официальных речах. Понять, что перед нами именно пословица, а не другой жанр (гимн, заговор, эпос, молитва) можно по нескольким признакам, понятным специалистам: особой структуре (одно-два предложения, записанных на отдельных строчках), специфической стилистике и содержанию текста.

Ученый сделал вывод, что шумеры ценили жизнь и держались за нее до конца, несмотря на все невзгоды («Недобрым дням нет счета, но жизнь лучше смерти»). Они ценили сотрудничество даже выше дружбы («Дружба — вещь на один день, сотрудничество — навсегда»). Также жители древней Месопотамии не любили кочевой образ жизни и ценили простые удовольствия, которые давало им земледелие («Удовольствие в пиве. Зло в странствии»).

Большое место в философии шумеров занимала судьба. Ее считали внешним спутником человека, а не внутренне присущим ему понятием («Судьба — собака, идущая позади»). Также шумеры ценили верность материнскому началу своей природы и божественному началу своей личности — из них складывалось человеческое предназначение («Исполнил свой жребий — порадовал свою мать. Побежал [дальше] — порадовал своего бога»).

Также, согласно пословицам, шумеры считали почитание богов качеством приличного человека. Тем не менее, если человек силен и не теряет достоинства, он может обойтись и без этого ["Если] человек не имеет бога — для сильного потери [в том]нет").

В целом ученый выделил из пословиц такие признаки шумерского мировоззрения, как: представление о ценности и о ценном, стабильные категории бытия и отсутствие диалектического мышления, неразделенность души и тела, представление о достоинстве человека, понимание правды и мудрости как этических категорий, неприятие смерти и при этом полное отсутствие идеи небытия (загробного мира).

«Европейская философия много столетий решала вопрос о том, что первично — идея или материя. Так вот, этот вопрос еще никто не ставил в когнитивном плане. И через шумерские пословицы оказывается возможно его поставить. Итак, что же мы видим? В шумерских пословицах есть оппозиции, но нет диалектики и нет понимания материальности мира. Например, есть жизнь и смерть, но нет бытия и небытия. Смерть — это такая же форма жизни, только внизу, под землей, и гораздо менее радостная. Человек не делится на тело и душу», — пояснил Емельянов.

Как отмечает Емельянов, до сих пор ученые не делали попыток раскрыть религиозно-философское содержание пословиц. «Сперва этого не позволяло слабое знание шумерского языка и палеографии. Затем этому мешала научная конъюнктура, то есть интерес исследователей преимущественно к социальной и экономической истории древних обществ. Теперь настало время и для рассмотрения пословиц в аспекте духовной культуры», — сказал ученый корреспонденту «Чердака». Тем не менее ранее пословицы активно изучались с точки зрения их языка, стилистики, социального содержания и даже описания фауны древней Месопотамии, так как в них часто упоминались животные.