Несмотря на продолжающуюся эпидемию коронавируса, в мае-июле в российских университетах прошли государственные экзамены и состоялись защиты выпускных квалификационных работ. Свои дипломы получили также студенты, обучавшиеся в рамках программы по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в Институте стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета. В ведущие отечественные вузы молодые люди поступили по направлению Духовного управления мусульман Российской Федерации. Выпускники рассказали об особенностях обучения, поделились своими научными интересами и дальнейшими планами.

Прекрасный спектр дисциплин исламоведческого профиля представлен в рамках программы «История и культура ислама», реализуемой на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета, рассказывает его выпускница Саида Валеева. Вместе с тем она отмечает сильную языковую подготовку, предлагаемую вузом: один основной восточный язык, два дополнительных, а также западные языки.

В отличии московских коллег, выпускная работа Саиды имеет меньший политологический уклон: «Моя тема посвящена малазийскому ученому Саиду Накибу аль-Аттасу и его взглядам на роль религии в современном обществе. В работе я рассматриваю социально-политическую ситуацию в самой Малайзии, чтобы дать контекст, географию и взгляды этого ученого на ориентализм, суфизм, различные течения мусульманской мысли. Третья глава посвящена взглядам ученого на религию и секуляризм, его проекту по исламизации знания, который касается образования».

Основным мотивом для поступления на программу «История и культура ислама» является развитие академической  деятельности, считает Саида. Свою профессиональную деятельность она видит в качестве эксперта в международных неправительственных организациях, занимающихся гуманитарной деятельностью.

Другой дипломированный бакалавр Восточного факультета СПбГУ Фянис Хамидуллин написал выпускную квалификационную работу о различных направлениях исламского права и важнейших инструментах фикха в современных условиях. Как рассказывает Фянис-хазрат, данным направлением он начал заниматься еще с первого курса бакалавриата: изучил историографию вопроса, знакомился с трудами признанных исламоведов и правоведов, среди которых были работы и профессоров Леонида Сюкияйнена и Дамира Мухетдинова. Отмечая, что сегодня понятия фикх и шариат часто рассматриваются как синонимы, Фянис-хазрат сообщает, что тем актуальнее представляется сравнительное изучение шариата и фикха и их соотношения: первого как более широкого понятия, включающего отношения человека с богом, между людьми, между верующими и государством, и второго как практической реализации первого при разработке конкретных вопросов. Рассказывая о принципах фикха, он выделяет в качестве наиболее интересных для себя принципы про адат и иджтихад, являющиеся важным инструментарием для вынесения религиозно-правовых решений.

Молодой выпускник планирует продолжать учебу в магистратуре СПбГУ по тому же направлению «История и культура ислама». По его словам, обучение в рамках программы по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама позволяет желающим развиваться в лоне востоковедения или исламоведения с углубленным изучением арабского языка. Язык, сообщает Фянис-хазрат, является важной составляющей образовательной программы и подразделяется на разные аспекты: исторический арабский позволяет работать с архивными документами, современный арабский, язык прессы позволяет, например, коммуницировать с коллегами и единоверцами из Ближнего Востока. Вспоминая учебу в вузе, он отмечает: «Понравилась сама атмосфера, которой пропитан университет, дух его истории. Это очень приятно, воодушевляет: понимаешь, что здесь когда-то учились знаменитые ученые, исследователи».

В отличии от выпускников бакалавриата, которым только предстоит найти область своей профессиональной реализации, Рамзан Хациев окончивший Восточный факультет СПбГУ, уже применяет на практике полученные в ходе обучения знания. Он работает преподавателем в Духовном управлении мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Хотя, как отмечает сам Рамзан, учеба в СПбГУ отнюдь не простая, и добавляет, что в отношении арабского языка вуз является одним из самых сильнейших в России, он сам начал преподавать арабский еще во время учебы: «Старался применять те методы, которые узнавал в университете, реализовывать их в преподавательской деятельности. Видел, что это эффективный способ изучения арабского языка, в том числе, по отзывам учеников. Параллельно я сам учился и потом старался дать эти знания прихожанам».

На вопрос о том, кому может подойти программа по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, Рамзан замечает, что в их группе половина студентов была не из числа мусульманам, а программа заинтересует всех, кто хочет интеллектуально совершенствоваться. «Для работы в арабских странах не обязательно быть мусульманином. Знание и понимание традиций и религиозных обрядов мусульманских народов может быть важно для дипломатической работы», - объясняет выпускник.

Рамзан также подчеркивает, что на факультете все время ощущалась атмосфера толерантности. То нашло отражение и в изучении других религиозных традиций. Его собственная работа посвящена отчасти мистицизму, отчасти тарикатской государственности: на примерах имамата Шамиля на Кавказе и эмирата Абд аль-Кадира в Алжире Рамзан постарался выявить, как тарикатское движение участвует в формировании государства.