Директор Института Хо Ши Мина СПбГУ, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока, профессор Владимир Колотов дал комментарий для «Независимой газеты» по поводу отставки уже второго президента Вьетнама Во Ван Тхыонга.

Из Вьетнама вновь пришли новости о досрочном сложении полномочий уже второго президента – Во Ван Тхыонга. Его предшественник Нгуен Суан Фук 7 января 2023 года был вынужден подать в отставку по причине нарушений законодательства ближайшим окружением. Молодой перспективный политик Во Ван Тхыонг, утвержденный на пост президента Национальным собранием 2 марта 2023 года, был освобожден от всех должностей через год с небольшим – 21 марта 2024 года – по собственному желанию. Официально было сообщено, что дело в «нарушении устава партии, что негативно отразилось на репутации партии и государства».

Вскоре стало известно, что основная причина громкой отставки – внезапное для внешнего наблюдателя появление «скелета из шкафа», истории, связанной с периодом, когда Во Ван Тхыонг служил в качестве секретаря партийного комитета Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) в провинции Куангнгай, задолго до назначения на пост президента. Тесные отношения его подчиненных и окружения со строительной корпорацией «Фукшон» и другими представителями регионального крупного бизнеса привели к появлению у правоохранительных органов вопросов во время проверки данных компаний годы спустя. Полученные показания позволили инициировать допросы ближайшего окружения, проведение служебной проверки и привели к соответствующим выводам Центральный комитет партийного контроля, а в итоге и к серьезным последствиям.

Во Вьетнаме уделяют особое внимание подготовке кадров высшей квалификации, которые в перспективе будут управлять страной, и их всесторонней проверке. При назначении на высокую должность проверки не прекращаются и сотрудники находятся под ненавязчивым, но эффективным контролем, который в случае выявления нарушений в прошлом и настоящем может привести к отставке или даже отправке в места не столь отдаленные. Такая система имеет свои достоинства в сравнении с другими странами, где, поднявшись наверх, можно расслабиться и забыть про закон и мораль.

Несмотря на отмеченный большинством комментаторов принципиальный характер борьбы с коррупцией в органах власти во Вьетнаме, в других странах Азии, например в Республике Корея, судьба вот уже нескольких бывших президентов складывается куда печальнее, и никакого негативного влияния на стабильность власти и взаимодействие с инвесторами это не оказывает. Например, президент Ким Ён Сам (1993–1998) подверг аресту своих предшественников – экс-президентов Чон Ду Хвана (1980–1988) и Ро Дэ У (1988–1993) в связи с обвинениями в коррупции. Президенту Но Му Хёну (2003–2008) во время исполнения полномочий в 2004 году был объявлен позднее отмененный импичмент, а затем под тяжестью обвинений в коррупции он покончил с собой в 2009 году. Следующий президент Южной Кореи, Ли Мён Бак (2008–2013), после завершения президентской карьеры был осужден за коррупцию, и помиловали его по гуманитарным соображениям в связи с преклонным возрастом. Следующему президенту РК, Пак Кын Хе (2013–2017), в 2016 году был вынесен импичмент в связи с обнародованием информации об обсуждении секретных документов с не имевшими к ним права доступа гадалками и сектантами. Список обвинений пополнился коррупционными преступлениями, что привело к судам и суровым приговорам до 25 лет заключения, но в итоге все закончилось помилованием со стороны президента Мун Чжэ Ина (2017–2022). При этом Республика Корея считается вполне благополучной страной с устойчивой властью и динамично развивающейся экономикой.

Политических потрясений подобного масштаба в современном Вьетнаме пока не было. Самые высокопоставленные функционеры при возникновении вопросов со стороны Центрального комитета партийного контроля пишут заявление по собственному желанию и уходят в отставку, оставаясь на свободе, открывая дорогу следующему претенденту с довольно длинной скамейки запасных. При этом стоит отметить, что в основном вьетнамские руководители уходят в отставку в знак того, что они принимают свою часть ответственности за нарушения подчиненных.

Регулярная работа комитетов партийного контроля и правоохранителей позволяет проводить системную работу по очищению руководящего аппарата от замеченных в коррупционных нарушениях политиков, что, с одной стороны, приводит в чувство чиновников, колеблющихся на грани совершения коррупционных правонарушений, а с другой – создает более благоприятные условия для тех, кто готов работать без коррупционной составляющей и способствовать развитию страны.

События последних лет позволяют сделать вывод, что иммунная система однопартийного режима в виде комитетов партийного контроля вполне эффективно работает и позволяет правовыми способами избавляться даже от самых высокопоставленных элементов, которые своей противоправной деятельностью подрывают авторитет КПВ в глазах населения и представляют опасность для стабильности системы в целом. В свое время министр общественной безопасности То Лям на съезде Компартии Вьетнама определил, что основная опасность для режима состоит в потере репутации в глазах населения. Коррупция в верхах является основным фактором, который влияет на это, поэтому система отслеживает нарушителей партийной дисциплины в целях самосохранения. Проводящаяся в течение многих лет под личным контролем генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга операция «Раскаленная печь», направленная на борьбу с коррупцией, позволила очистить органы управления партией и страной от многих высокопоставленных нарушителей закона.

Потому высказанные западными комментаторами опасения по поводу возможного ухудшения настроений иностранных инвесторов и негативного влияния отставки президента на экономику представляются беспочвенными. Самое лучшее лекарство от проблем в бизнесе – стабильность системы и соблюдение законодательства, а отставка высокопоставленных чиновников лишь подтверждает, что закон действует. Подобная политика повышает авторитет партии в глазах населения и пользуется широкой поддержкой в обществе. А эффективная работа иммунной системы позволяет поддерживать политический организм правящей партии в рабочем состоянии.