В Санкт-Петербургском государственном университете состоялась VII Всероссийская научно-практическая конференция «Бигиевские чтения». Тема этого года — «Исламская богословская мысль: глобальные кризисы и пути их преодоления». В конференции приняли участие представители религиозного и академического сообществ со всей России и стран СНГ.

Организаторами выступили Духовное управление мусульман РФ, Московский исламский институт и Санкт-Петербургский государственный университет.

Пленарное заседание открыла первый проректор СПбГУ по учебно-методической работе Марина Лаврикова. «Для нас важно, что именно наш университет одним из первых в стране открыл образовательную программу по исламоведению благодаря тому, что наши усилия были объединены с усилиями представителей исламских вузов и Духовного управления мусульман России. На сегодняшний день мы имеем серьезный опыт подготовки бакалавров, магистров, есть и выпускники аспирантуры», — отметила Марина Лаврикова. Она также добавила, что открытие и деятельность Центра исламских исследований СПбГУ — это новый этап в развитии исламоведческой мысли в России.

Руководитель Центра исламских исследований, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации доктор теологии Дамир Мухетдинов отметил, что личность Мусы Бигиева хорошо знакома зарубежным специалистам, владеющим староосманским и арабским языками, а европейские исследователи сетуют на малое количество переводов его трудов на английский язык. Без изучения наследия прошлого невозможно движение вперед, уверен профессор Мухетдинов.

Санкт-Петербургский университет является лидером по воссозданию отечественной богословской и исламоведческой школы. Большая благодарность ректору Николаю Михайловичу Кропачеву, всем коллегам и ученым, которые уже на протяжении более чем десяти лет существования нашей программы прилагают усилия к подготовке кадров.

Руководитель Центра исламских исследований, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации доктор теологии Дамир Мухетдинов

На конференции прозвучали приветственные слова председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтия шейха Равиля Гайнутдина, их передал председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Дамир Хусаинов. «Муса Бигиев застал эпоху глобальных кризисов, на его судьбу выпало пережить две мировые войны, две революции в России, падение трех империй, зарождение и становление эпохи национальных государств. Многое из того, чьим свидетелем был Бигиев, нашло отражение в его научно-богословских и публицистических трудах. В эпоху глобальных трансформаций он искал точку опоры и фундамент для осмысления происходящих изменений в кораническом послании, обращая особое внимание на его гуманистическую сущность», — отмечено в послании.

Первый заместитель декана Восточного факультета СПбГУ Алексей Родионов, передав приветствие от декана факультета академика РАН Михаила Пиотровского, заметил, что появление программы подготовки кадров в области ислама — большой шаг не только Университета и российской теологии, но и для общества в целом. «У нас появилась современная программа. Представить, что мы смогли бы это сделать в одиночку в нынешних условиях без поддержки и партнерства, невозможно», — сказал Алексей Родионов.

Директор Института восточных рукописей РАН профессор Ирина Попова отметила значимость проведения Бигиевских чтений именно в Университете, в Санкт-Петербурге, где зародилось классическое отечественное исламоведение. «То, что сейчас Университет уделяет большое внимание теологическому образованию, — это очень большое достижение в масштабе нашей российской государственности», — добавила профессор Попова.

Кроме того, на церемонии открытия выступили главный раввин Санкт-Петербурга Менахем Мендл Певзнер, заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры Дамир Хайретдинов и руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов.

С первым докладом пленарной сессии выступил профессор Дамир Мухетдинов. Он рассказал о книжной серии «Возрождение и обновление» («Ал-Ислах ва-т-тадждид»). В серию, в которую должно было войти 33 перевода крупнейших исламских мыслителей XIX, XX и рубежа XX и XXI веков, добавилось еще 11 трудов исламоведов нынешнего столетия. «Мусульманская мысль в нашей стране никогда не развивалась в отрыве от мировой исламской мысли», — отметил профессор Мухетдинов, говоря о необходимости ввода в научный и религиозный оборот не только малоизвестных трудов российских мыслителей, но и мирового исламоведческого наследия.

Почетный профессор СПбГУ заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока Николай Дьяков представил доклад, посвященный Мухаммеду Аркуну (1928–2010) — великому ученому, внесшему вклад в реформаторское течение в исламе. «Мухаммед Аркун фактически с детства был свидетелем процессов, которые происходили в то время в оккупированных Францией странах Магриба. Самое яркое впечатление на него произвели события послевоенного периода — события, связанные с Алжирской войной, которая признается самой ожесточенной и продолжительной антиколониальной войной в мире. За восемь лет противостояния на территории Алжира погибло не менее миллиона человек, в основном представителей местного мусульманского населения», — сообщил арабист. Именно поиск точек взаимопонимания привел Аркуна к идее о взаимодействии и взаимотерпимости между различными национальностями и религиозными системами. Между тем, опираясь на свой жизненный опыт, он обращает внимание, что с окончанием Второй мировой войны процесс ожесточенного противостояния не заканчивается — этот феномен Мухаммед Аркун называет антигуманизмом, добавил профессор Николай Дьяков.

Пятая книга серии «Возрождение и обновление», получившая в русскоязычном переводе название «Гуманизм и ислам», посвящена трудам Мухаммеда Аркуна. Ее научным рецензентом выступил профессор Николай Дьяков.

О задачах, стоящих перед Петербургским музеем исламской культуры, рассказал его директор, руководитель научного направления Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого профессор Ефим Резван. Он кратко изложил основные результаты проделанной работы и поделился планами. Так, сегодня Россия была включена в большую программу Евросоюза «Ислам в Европе», в ходе которой планируется описать и ввести в международный научный оборот предметы мусульманской культуры, хранящиеся в музеях страны. Кроме того, профессор Резван затронул тему оцифровки масштабной коллекции арабских рукописей, хранящихся в ИВР РАН, что будет способствовать значительному расширению круга тех, кто сможет с ними ознакомиться. Ефим Резван добавил, что эти документы могут содержать целые пласты исламской культуры, до сих пор не изученные специалистами.

В заключение пленарной сессии выступила директор Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ профессор Аполлинария Аврутина, ставшая также и модератором заседания. Она рассказала о турецком периоде в жизни и творчестве Мусы Бигиева, подчеркнув, что, несмотря на то, что Муса Бигиев достаточно мало пробыл в Турции, влияние его на турецкую мусульманскую мысль сильно и требует дальнейшего изучения. В частности, в докладе Аполлинария Сергеевна подробно рассказала об отношении Бигиева к реформам периода правления Кемаля Ататюрка и достижениях в борьбе за независимость, которые татарский мыслитель воспринимал с воодушевлением. Тем не менее он не одобрял слепое следование примеру Запада в правовой сфере, а также критиковал стремление правительства заменить арабский алфавит латиницей или кириллицей: по его мнению, это могло спровоцировать «разрыв связей с исламской религиозной культурой».

Запись пленарной сессии Бигиевских чтений доступна по ссылке.

Чтения продолжились двумя заседаниями — «Осмысление кризиса и путей выхода из него в научном познании» и «Потенциал религии и богословия в ситуации кризиса: теория и практика». В их работе приняли участие преподаватель СПбГУ Олег Соколов (кафедра арабской филологии) с докладом «Идеи переосмысления мусульманской истории в работах арабских интеллектуалов второй половины XX — начала XXI вв.» и профессор СПбГУ Михаил Суворов (кафедра арабской филологии), рассказавший о проблеме изложения исламской богословской мысли на русском языке.

Материал также опубликован на сайте СПбГУ.

Подробнее: