Соглашение об открытии взаимных представительств в университетах и соглашение о создании совместной Энциклопедии по иранистике были подписаны на официальной онлайн-церемонии.

История изучения иранистики в России началась еще в XIX веке, как отметил ректор Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев. В 1819 году в СПбГУ была открыта кафедра персидской словесности. А почти через 200 лет в стенах Университета появился Центр изучения Исламской Республики Иран.

Я ставлю в один ряд с этими событиями сегодняшнее подписание соглашения с Тегеранским университетом. Я уверен в знаковости этого момента, поскольку все, что произошло в последние годы взаимодействия наших вузов, открывает новые возможности для развития взаимных дружественных отношений и является закономерным продолжением стратегического партнерства между нашими странами.
Ректор Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев

Заместитель ректора по международной деятельности Сергей Андрюшин упомянул, что активное взаимодействие с Тегеранским университетом началось со встречи Николая Михайловича и директора Института ИРАС, посла Исламской Республики Иран в Российской Федерации (2013–2019) Мехди Санаи. После этого были организованы визиты обеих сторон в Санкт-Петербург и Тегеран, и работа в укреплении ирано-российских научных отношений между вузами ведется до сих пор.

На встрече также были упомянуты совместные достижения обоих университетов. Среди них выделили проект «Документальная история русского направления дипломатии Сефевидов (1501–1722)», объединивший ученых из разных стран, создание фонда поддержки научных исследований и академической мобильности, Центр тестирования по русскому языку как иностранному СПбГУ на базе Тегеранского университета.

В рамках первого соглашения будут открыты представительства Санкт-Петербургского университета в Иране и Тегеранского университета в Санкт-Петербурге на базе вузов-партнеров. Президент Тегеранского университета Махмуди Нили отметил, что такое тесное сотрудничество возможно только благодаря усилиям обеих сторон.

Мы находимся на правильном пути, и одна из причин этому — ваша активная поддержка нашей совместной деятельности. С нашей стороны мы отслеживаем все темы общего взаимодействия и стараемся делать все максимальное для реализации общих целей. Мы считаем, что официальное соглашение только поспособствует дальнейшему развитию наших отношений.
Президент Тегеранского университета Махмуди Нили

Второе соглашение касается создания Энциклопедии по иранистике. Это совместный проект СПбГУ, Института ИРАС и Исследовательского центра по гуманитарным наукам при Министерстве науки Ирана. ИРАС — это неправительственный исследовательский институт, который занимается публикацией научных журналов, монографий и учебников по русскому языку для иранцев, проводит национальные и международные конференции и активно взаимодействует с организациями внутри Ирана и за его пределами.

В онлайн-энциклопедии будет постоянно обновляться информация о политике, истории, искусстве, науке, экономике, религии и туризме Ирана для русскоязычной аудитории. В будущем рассматривается вопрос создания сайта проекта на персидском языке.

Также Николай Михайлович обратил особое внимание на возможность широкого использования современных онлайн-технологий как одно из перспективных будущих направлений межуниверситетского сотрудничества. На сегодняшний день Санкт-Петербургский государственный университет занимает одну из лидирующих позиций на рынке онлайн-образования, особенно это направление развилось в период пандемии. На платформе «Открытое образование» СПбГУ занимает первое место по количеству курсов и охвату аудитории, а на международной платформе Coursera входит в топ-3 мирового рейтинга.

Кроме того, Санкт-Петербургский университет является единственным российским соучредителем Всемирного союза МООК, в рамках которого ведется активная работа по внедрению лучших мировых практик и методик в сфере онлайн-образования. Николай Михайлович отметил, что будет рад видеть Тегеранский университет в числе участников данного проекта, а также развивать совместную деятельность по созданию онлайн-курсов.

 

Материал опубликован на главном сайте СПбГУ