26-27 октября 2017 года в Москве прошла научная конференция «Этнокультурное развитие Ближнего Востока в IV-I тысячелетиях до н. э.», организованная отделом истории и культуры Древнего Востока Института востоковедения РАН РФ.

Обсудить историю, литературу и религию Древнего Востока собрались представители Института востоковедения РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного института искусствознания, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственного академического университета гуманитарных наук, Пермского государственного национально-исследовательского университета, Института всеобщей истории РАН, Московского государственного областного университета, Института языкознания РАН, Российского государственного гуманитарного университета, Центра египтологии им. Б. А. Тураева и Новосибирского государственного университета.

В первый день работы конференции на вечерней сессии с докладом выступил профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук Владимир Емельянов (кафедра семитологии и гебраистики). Он представил свое исследование на тему «Жертвы оракулу в эпоху Энентарзи».

Доклад В. В. Емельянова был посвящен загадке старошумерского хозяйственного текста XXIV века до н. э., впервые изданного в 1908 году родоначальником русской ассириологии Михаилом Никольским. Текст содержит список жертвоприношений по случаю некоего гадания, связанного с богом Месанду. Его первый перевод дал в 1916 году востоковед и переводчик  Владимир Шилейко, но его работа осталась неизвестной западным коллегам и широко не цитировалась в отечественной науке. В. К. Шилейко полагал, что жертвы приносит, вопрошая оракула о долготе своей жизни, Геметарсирсира, дочь Урукагины, царя города-государства Лагаша.

Используя параллельные тексты той же эпохи, Владимир Емельянов доказал, что жертвователем был Уртарсирсира, сын царя Энентарзи, а сочетание знаков, которое переводится как «ради продления дней жизни», является мужским именем собственным. Из текстов того времени следует, что мужчина по имени Тиусуше (что и означает «ради продления дней жизни») был собственностью Уртарсирсиры и получал довольствия как работник его хозяйства. Жертвы оракулу были связаны с посвящением Тиусуше богу Месанду на третьем году правления Энентарзи.

В тексте следующего года имя Тиусуше исчезает из списка работников храма. Вполне возможно, что этот человек был принесен в жертву богу Месанду, связанному с Подземным миром, ради продления жизни царевича, и именно в связи с такой функцией ему было дано столь необычное имя. К сожалению, эта жертва не помогла, и имя царевича Уртарсирсиры после четвертого года правления Энентарзи в текстах не встречается. Помимо Тиусуше, богу Месанду были пожертвованы 10 рабов мужского и женского пола.

Профессор Владимир Емельянов высказал предположение, что, по-видимому, этот старошумерский хозяйственный текст – единственный известный современной науке текст о приношении рабов царя богу Подземного мира.

Также заочно в конференции приняла участие профессор СПбГУ, доктор исторических наук Нэлли Козырева (кафедра Древнего Востока). Ее доклад «Этнополитические процессы в Южной Месопотамии в эпоху ранней древности (3500-1500)» зачитал ведущий секции, научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Шелестин.