В день рождения Николая Константиновича Рериха в Санкт-Петербургском университете открылась международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Мероприятие, в этом году посвященное 145-летию со дня рождения всемирно известного художника, состоялось в Петербурге в 19-й раз.

Эксперты из России, США, Индии, Украины, Монголии в течение трех дней на площадках Санкт-Петербургского университета, Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов обсуждали влияние таланта Николая Рериха на изобразительное искусство, художественную литературу, науку, философию и право. Одним из вопросов конференции стал вопрос влияния так называемой «живой этики Рерихов» — уникальной философской системы — на современное общество.

Игорь Львович Тихонов, профессор СПбГУ, открывая конференцию, рассказал: «Окончив гимназию, Рерих поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, при этом учился еще и на историко-филологическом факультете. Ему удалось совместить все свои научные интересы: увлечение археологией, русскими и скандинавскими древностями, живописью». Здесь же будущий художник защитил дипломную работу «Правовое положение художников в Древней Руси».

Несмотря на то что Николай Рерих вместо юриспруденции выбрал другой профессиональный путь, идеи, которые он получил в Университете, нашли отражение в его принципах работы в качестве общественного деятеля. Его идеалы легли в основу международного закона — закона об охране культурных ценностей, который известен во многих странах как Пакт Рериха (или Пакт Знамени Мира).

Этот пакт стал фундаментом для многих документов современного международного права и сотрудничества в области охраны культурного наследия. Его идеи получили развитие во «Всеобщей декларации о культурном разнообразии» и «Декларации о преднамеренном разрушении культурного наследия» ЮНЕСКО, «Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» ООН и других международных документах.

На конференции вспоминали не только о самом Николае Константиновиче, но и о его семье: жене Елене Ивановне Рерих, сыновьях — востоковеде Юрии Рерихе и художнике Святославе Рерихе. По словам председателя Санкт-Петербургского отделения Национального рериховского комитета Михаила Чирятьева, это была гениальная семья.

Люди, которые служили красоте, генерировали в очень трудное время блестящие глубочайшие идеи, направленные на спасение мира и человечества. Люди, которые служили свету, являются удивительными тружениками. Николай Константинович написал более шести тысяч картин.
Председатель Санкт-Петербургского отделения Национального рериховского комитета Михаил Чирятьев

Участники подчеркнули: рериховское наследие является неотъемлемой частью русской и общемировой культуры, а его изучение до сих пор продолжается как в России, так и за рубежом. В Петербурге над этим активно работает в том числе Музей-институт семьи Рерихов. Группа молодых энтузиастов поддерживала идею создания рериховского центра в Санкт-Петербурге, он появился на базе СПбГУ в 2001 году, и с тех пор стал очень заметной и музейной, и научной институцией. Музей ведет большую работу по научному изучению наследия Рериха и его семьи, и его окружения.

В 2003–2010 годах музей передал Университету 24 копии полотен Николая Рериха. Увидеть их можно в читальном зале библиотеки в здании СПбГУ на 22-й линии Васильевского острова, где сегодня учатся студенты-юристы.